Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 5 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.46.57.011
УДК: 378.096
ББК: 81.1
Е. Ю. Никитина ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и методики обучения русскому языку и литературе, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
А. В. Свиридова ORCID
Доцент, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и методики обучения русскому языку и литературе, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Л. П. Юздова ORCID
Профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и методики обучения русскому и литературы, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСА РЕЛЕВАНТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-БИЛИНГВОВ
Аннотация

Введение. В статье рассматриваются проблемы, связанные с формированием билингвизма у обучающихся в начальной школе; обосновывается их актуальность; анализируются компетенции, кото-рые должны быть сформированы у студентов-выпускников факультетов начальных классов с двумя профилями подготовки и иност-ранных языков. Представлены современные положения психолингвистической науки, касающиеся процесса усвоения иностранного языка

 

и структурирования коммуникативных навыков и умений средствами неродного языка, который при определенных обстоятельствах является инструментом познания, профессионального и межкультурного общения.

Материалы и методы. Материалом для публикации послужили учебные программы, перечень комплекса компетенций, которыми должны обладать студенты, будущие учителя начальных классов, Федеральный государственный образовательный стандарт. Основными методами исследования явились анализ научной и методической литературы, описательный и дистрибутивный.

Результаты. Выявлено пять проблем, связанных со структурированием билингвальных умений у обучающихся в начальной школе и компетенции будущих педагогов, которые необходимы для решения данных проблем. Разноаспектные классификации билингвизма, сложность этого явления требуют от будущего педагога обладания комплексом компетенций, в том числе дифференцирующим подходом к определению стратегии формирования билингвизма у учащихся и специальных коммуникативно-речевых умений.

Обсуждение. Работа с учениками-билингвами, развитие и формирование билингвизма в начальной школе требуют от педагога владения комплексом основных компетенций, включающих теоретические знания, умения и навыки, связанные с ключевыми понятиями теории билингвизма, межкультурным общением, организацией урочной и внеурочной деятельности, группового общения, созданием учебных программ.

Заключение. Актуальность проблем формирования билингвизма, обучения детей-билингвов в начальной школе обусловлена социальной ситуацией — активизацией миграционных процессов и необходимостью обучать в русскоязычных школах иностранцев, обладающих и не обладающих билингвальными умениями, а также появившейся возможностью получить среднее профессиональное и высшее образование, а также трудоустройство в других государствах.


Современной школе требуются педагоги, владеющие умением вести коммуникацию на русском и иностранном языках, строить межкультурное общение, способные организовать урочную и внеурочную деятельность детей-билингвов, спроектировать учебную программу по формированию билингвизма обучающихся начальной школы.

Ключевые слова

билингвизм, многоязычие, диглоссия, родной язык, дети-билингвы, язык-посредник, теоретическая компетенция, профессионально-личностные качества, речевая деятельность

Основные положения

– при обучении неродному языку необходимо в каждой конкретной образовательной ситуации решить, что такое овладение языком, какой уровень знаний предполагается сформировать и с какой целью (эта проблема актуальна для обучающегося в вузе педагогического направления и проецируется на процесс освоения языка в общеобразовательных заведениях);

– на современном этапе, в условиях активизации миграционных и интеграционных процессов, в обучении иностранному языку должна превалировать концепция формирования коммуникативно-речевой деятельности, а не просто ознакомления с правилами и лексикой (последнее воспринимается большинством обучающихся как бесполезная энергозатрата);

– при формировании билингвальных умений необходимо учитывать когнитивный аспект овладения языком (он важен для формирования специфических культурных или фоновых знаний для осуществления межкультурной коммуникации);

– при овладении языком необходимо учитывать личностный аспект: уже имеющийся уровень сформированности билингвальных умений, психические особенности восприятия иностранного языка, особенности мотивации его освоения тем или иным обучающимся;

– вышеназванные факторы определяют достаточно широкий ареал компетенций, который должен быть сформирован у студентов педагогического направления для работы с обучающимися-билингвами и для формирования билингвизма.

Цитировать публикацию

Никитина, Е. Ю.  ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСА РЕЛЕВАНТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-БИЛИНГВОВ [Текст] / Е. Ю. Никитина, А. В. Свиридова, Л. П. Юздова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  5. — С. 146-164. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.46.57.011.

Библиографический список

1. Balandina I.D., Moskvitina T.N., Yuzdova L.P. & Nikitina Ye.Yu. (2019), “Mastering toponyms by Students-Foreigners while studying a Language (On the material of the Russian and English Languages)”. VI International Multidisciplinary Scientific Conference “Social Sciences & Arts SGEM 2019” (Ancient Science. Archaeology, history, philosophy, language and linguistics, health policy and services), Vienna, Austria, April 11-14, vol. 6, no. 2.1, pp. 221–228. (Scopus).

2. Языкознание : большой энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М. : Большая Российская энциклопедия, 1998. – 685 c.

3. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики : учебник. М. : Смысл, 1999. – 287 с.

4. Леонтьев А. А. Психолингвистика. Л. : «Наука. Ленинградское отделение», 1967. – 118 с.

5. Мардиева Э. Р. Психолингвистический аспект изучения антонимии // Проблемы социо- и психолингвистики : сборник статей. Пермь : Изд-во «Пермский государственный ун-т», 2003. Вып. 2. – 104 с.

6. Huttunen I. (1986), Towards Learner Autonomy in Foreign language learning in Senior secondary school, no. 1, Oulu, Finland, 318 р. ISBN 13: 978-9514221347

7. Vasilyeva V.S. & Nikitina Ye.Yu. (2018), “Case of Teachers’ Communicative Competence Development Within the System of Methodological Work in the Context of Preschool Educational Establishments”, International Journal of Engineering &Technology, vol 7, no 4.38. (Scopus).

8. Юздова Л. П., Безногова Т. Г. Смешанный язык как результат интерференции языковых систем (на примере восточнославянских языков) // Филологичес-кие науки. Вопросы теории и практики. Тамбов : Издательство «Грамота», 2018. № 7–1 (85). С. 203–206.